Статистика |
Онлайн всего: 1 Гостей: 1 Пользователей: 0 |
|
 | |  |
| Главная » 2010 » Декабрь » 24 » акустика | ресиверы | dvd-плееры | винил | пр... |
02:09 акустика | ресиверы | dvd-плееры | винил | пр... | |
Первый полезный вывод, который можно сделать из сказанного, касается геометрии помещения.
| акустика | ресиверы | dvd-плееры | винил | проекторы | панели | экраны | стойки | тесты | спутниковое тв | наши услуги | примеры инсталляций | ликбез | | лицензии |
На этой странице мы подготовили для Вас несколько статей, чтобы Вы были, как говорится "в теме", : ) то есть понимали, что скрывается за теми или иными "умными" словами. Мы не исключаем того, что быть может Вы уже достаточно "продвинуты" в этом вопросе и эти заметки не скажут Вам ничего нового, но если Вы только - только окунулись в мир цифрового звука и видео, то надеемся, что они вам помогут. Итак, начнем:
ЧТО ТАКОЕ ДОМАШНИЙ КИНОТЕАТР?
Кажется, совсем недавно мы услышали о домашнем кинотеатре. Но вот прошло немного времени и из экзотики это стало обыденностью, а главное стало доступно. Интерес, особенно после того, как DVD-плейеры "научились" воспроизводить и обычные диски, к этому развлечению неуклонно растет, а вместе с этим возникают и вопросы, на которые многие не знают ответ. Попробуем разобраться и ответить хотя бы на часть из них. Итак, чем отличается просмотр фильма в кинотеатре от телевизионного просмотра? Во-первых, это высококачественное изображение большого размера, а во-вторых - объемный, окружающий со всех сторон, звук. Вместе эти два фактора производят сильное эмоциональное воздействие на зрителя, которое невозможно получить, сидя перед телевизором. Домашний кинотеатр - название характеризует суть - это кинотеатр на дому.
Из чего он состоит? У человека, самый мощный информационный канал - зрение. Через него он получает более половины всей информации об окружающем мире. Поэтому первая задача - получить изображение высокого качества, обладающее высокой четкостью, цветовой насыщеностью и хорошим цветовым балансом. Для этой цели лучше всего использовать экран-проекторную пару. Размеры экрана зависят в первую очередь от размеров помещения и точки просмотра. Если с экраном не получается, можно использовать плазменную или жидкокристаллическую панель с диагональю не менее 42".
Если зрение самый информативный канал, то звук является главным средством эмоционального воздействия. И главное отличие домашнего кинотеатра от простого телевизора - это объемный многоканальный звук на уровне лучших кинотеатров с современным оснащением, который позволяет не просто сконцентрировать внимание на развитии сюжета, но и в какой-то мере переживать то, что происходит с героями на экране. Для формирования объемного звукового пространства понадобится акустическая система, состоящая, как минимум из пяти (а лучше шести или семи) колонок. Две колонки устанавливаются впереди справа и слева, две сзади справа и слева. Они создают объемную звуковую картину. Одна колонка - впереди по центру. К ней привязана, прежде всего, речь, диалоги героев. Когда на экране гремят взрывы, пролетает реактивный самолет, происходят природные катаклизмы, в звуковом сопровождении фильма появляются инфранизкие звуки, которые человек не только слышит, но и воспринимает как вибрацию. Обычные колонки плохо воспроизводят эти звуки - здесь нужна шестая колонка - сабвуфер.
Для просмотра фимьмов, прослушивания музыки нужны воспроизводящие устройства. Основным источником, позволяющим получить наилучшее качество и реализовать все возможности домашнего театра, является DVD-плейер. Хорошим источником видео, аудио сигнала является декодер спутникового TV.
Основой системы является AV-ресивер, который объединяет в себе декодер (звуковой процессор) многоканального звука, многоканальный аудиоусилитель и, как правило, радиотюнер. К ресиверу подключаются все источники изображения и звука (DVD-плейер, видеомагнитофон, декодер спутникового и т.п.) и выходные устройства - видеомонитор и акустические системы. Через ресивер осуществляются все настройки и управление домашним театром. Он переключает источники видеосигнала и обеспечивает режимы работы всех акустических систем - является "мозгом" всей системы.
Устанавливая у себя дома систему домашнего кинотеатра, многие действуют методом проб и ошибок. Пробуют различные варианты, сначала одно, потом другое, через какое-то время понимая - "что-то здесь не так", а время, нервы, деньги уже потрачены. Поэтому, приняв решение обзавестись домашним кинотеатром, неплохо знать, из каких компонентов он состоит, как выбрать комплектующие и как получить максимальное качество при выделенном на это бюджете.
АКУСТИКА ПОМЕЩЕНИЙ
Из журнала "Stereo & Video" (№4/1997 г.)
Звучание даже самых распрекрасных фирменных динамиков без корпуса, как и измеренные технические характеристики, совершенно не впечатляет... Но недоумение это обстоятельство может вызвать лишь у начинающих. Мы то с вами хорошо понимаем, что динамик без ящика - всё равно, что струны без гитары. Роль этого ящика настолько велика, что ему дали серьезное имя - "акустическое оформление". И только гармоничное сочетание хороших головок с грамотно построенным акустическим оформлением в результате обеспечивает хайфайный звук акустической системы. Это неизбежно наводит на мысль и о существенном влиянии на звук свойств самого помещения, в котором воспроизводится музыка. Комнатки, комнаты и комнатищи разного объема - наше жилье - оказываются полноправными участниками исполнения ваших любимых музыкальных произведений. В технических описаниях систем разработчики приводят характеристики, полученные, как правило, в условиях заглушенной камеры, когда помещения как бы вовсе и нет. А что же происходит со звуком в обычной комнате? Иногда можно услышать мнение, что некоторые помещения в состоянии так сильно изменить звучание, что в пору ставить вопрос о целесообразности приобретения дорогостоящей аппаратуры, поскольку всё равно от "высокой верности" звука в этих условиях ничего не останется... Несмотря на определенную односторонность и примитивизм такого суждения, отметим, что в этих словах, к сожалению, больше правды, чем этого хотелось бы. Но не следует спешить отказываться от добротных систем, ведь осмысленное отношение к акустическому оформлению комнаты прослушивания может не только свести на нет вредное влияние этого своеобразного "музыкального" инструмента (замкнутый объем комнаты), но в чем-то даже подправить звучание ваших колонок.
Воздух в помещении может быть свежим, прохладным, теплым или холодным, но он всегда упругий: помните, как пружинит эта незаметная в повседневности субстанция при использовании ручного насоса? А раз есть упругость, то есть и возможность "раскачивания" давления (по-научному - резонанса), когда колебания с определенным периодом начинают возрастать настолько, что становятся заметными на слух! Эти колебания воздуха в замкнутом объеме комнаты "вредят" хай-фаю, потому что голосок у типичного жилого помещения, конечно, не ангельский, а низенький, басовитый. Обратите внимание, с каким удовольствием ваша комната "подпевает" рычащим и грохочущим грузовикам, которые проезжают рядом с домом. Что же происходит в комнате с включенными колонками? Оказывается то же самое - комната порой начинает резонировать на частотах, имеющих для слуха заметное значение, например, в диапазоне 20-100Гц. Для любознательных откроем секрет: звуковой шторм возникает от так называемых стоячих волн. Стоячая волна никуда не бежит и образуется, например, у стены, полностью отражающей звуковые волны. Длина, ширина и высота вашей комнаты задают вполне определенные частоты колебаний. Эти избранные частоты, на которых рождается прибой из стоячих волн, называются резонансными. Их различают по старшинству: первая, вторая, третья... Причем первая - самая низкая по частоте - в прямоугольном помещении соответствует наибольшему размеру. Когда акустическая система находится в комнате, где нет поглощения звука, такая волна будет самодовольно и неограниченно разбухать, корежа музыку, в первую очередь, на басах. Мы обсудили лишь, так сказать, одно измерение комнаты; аналогичные рассуждения можно провести и для двух остальных. Но даже это не учитывает всей сложности реальной картины. Теперь мы с уверенностью можем сказать, что в гулком, с хорошим отражением помещении не все частоты звукового спектра получают неискаженное отображение. Если спектр звукового сигнала был гладким в "глухой" комнате, то в комнате с отражениями он будет сильно изрезан. Какие-то частоты получат нежелательное усиление, а какие-то, наоборот, будут завалены. Заметим, что учет резонансных свойств помещений актуален для малых объемов, какие соответствуют типичным малогабаритным квартирам. Чем больше комната, тем ниже первые резонансные частоты. Таким образом, от размеров помещения напрямую зависит точность воспроизведения басовой части музыкальных произведений. Для комнаты объёмом 35 кубометров (2,5х3,5х4,5 м) существенное изменение звучания будет иметь место в диапазоне приблизительно 20-200 Гц. Первый полезный вывод, который можно сделать из сказанного, касается геометрии помещения. Итак, если вам суждено слушать музыку в прямоугольной комнате (а у вас есть выбор?), то пусть она будет побольше и, желательно, чтобы её длина, ширина и высота заметно отличались друг от друга, причем лучше не в целое число раз. Наиболее неблагоприятные условия для прослушивания создаются в кубических объёмах, здесь спектр собственных частот сильно разрежен, и искажения баса будут иметь глубокий и масштабный характер. Естественным способом борьбы с навязчивостью резонансов является звукопоглощение.
Как было упомянуто, резонансная стоячая волна образуется в комнате с полностью отражающими поверхностями. Если же стены, пол, потолок хотя бы частично поглощают звуковую энергию, то неприятное "раскачивание" объема помещения уже не развивается, по крайней мере звуковой катастрофы не будет. Полное поглощение или "проглатывание" звука дает, например, открытое окно, которое просто пропускает волну без отражений. Реальная комната даже без мебели тоже не может до бесконечности накапливать звуковую энергию, поскольку обычные строительные материалы обладают определенным поглощением. Бетон, например, на частоте 500 Гц поглощает около 1% звуковой энергии, оштукатуренные стены - 2%, линолеум - 3%, а паркетный пол - 7%. Конечно, этого мало, а вот длинноворсный ковер на полу создает не только домашний уют, но и гасит звук на 20-40%. Для тех, кто в этой жизни ценит только и только Hi-Fi, можно порекомендовать использование специальных эффективных поглотителей звука, правда, жить тогда придется на кухне... Несколько полезных советов. Не надо пытаться покрывать ватными одеялами и коврами все четыре стены и потолок с полом вместе взятые! Порой достаточно повысить поглощение трёх смежных поверхностей, например: постелить ковер - на пол, повесить тяжелые портьеры - на окно, пару книжных шкафов без стеклянных витрин поставить - к стене. Кстати, вся ваша мягкая мебель (диван, кресла, стулья), скатерть на столе являются прекрасными поглотителями звука. Да и гости, пришедшие послушать Вагнера, поглощают не только икру и шампанское... Наиболее эффективно "работают" поглотители, размещенные в углах и на стыках стен комнаты. Упомянем важный параметр, которым в архитектурной акустике характеризуют затухание звука. Волна мечется эхом по комнате и со временем замирает. Это - время реверберации. Многократное эхо воспринимается как гулкость. Реверберация определяется размерами помещения и отражающей способностью поверхностей (стен, пола). Вам приходилось замечать, как непривычен звук в пустой комнате, подготовленной для ремонта, или в громадном ангаре, где большая реверберация? Строгая въедливая наука утверждает, что меньшее время реверберации улучшает акустику помещения. Для комнат большинства современных квартир (объем 30- 100 куб.м) можно признать приемлемым время реверберации приблизительно 0,1- 0,3 секунды. Чем значительней объём комнаты, тем большее в ней эхо, что, конечно, не здорово: звуки начинают мешать друг другу. С другой стороны, желательно использовать для прослушивания помещения большего объёма, чтобы убежать от резонансов... Уладить это противоречие поможет хорошее поглощение! Но в погоне за поглощением звука с помощью ковров и портьер важно вовремя остановиться: и здесь диалектика (единство и борьба противоположностей). Ведь добившись очень сильного заглушения, вы получите неприятный эффект, близкий к условиям "свободного поля" (полное отсутствие отражений). А это уже - смерть звука. Можете представить, как звучит скрипка Страдивари... в чистом поле?
Комнаты и помещения, где воспроизводится звук, также как и корпуса акустических систем, можно рассматривать как вторичное акустическое оформление, которое частенько вносит заметный (не всегда положительный) вклад в звучание домашнего аудио. Аранжировщиком и интерпретатором музыки, оказывается, может быть не только дирижер и звуко-режиссер. Акустика помещения может что-то неуловимое подчеркнуть в звуке инструмента или голоса, что-то лишнее слегка притушить. Кстати, создание классных концертных залов и по сей день относится к чрезвычайно сложным задачам. Несмотря на высокий уровень науки, опирающейся на громадное количество объективных критериев оценки качества акустического оформления, никогда нельзя заранее абсолютно точно знать, как будет звучать тот или иной проектируемый зал, студия или помещение для прослушивания. Зал ЦТСА "звучит" плохо по вполне понятным причинам: здесь просто были допущены ошибки при проектировании. А вот в Малом зале Московской консерватории прекрасная акустика, при том что формально время реверберации завышено: 2 секунды вместо рекомендуемых для таких объёмов 1,35. Конечно, нам вряд ли удастся дать универсальный совет всем хайфайщикам и на все случаи жизни, тем более что даже наука здесь ограничивается лишь общими рекомендациями, полагаясь на его величество Эксперимент. Но если влияние размеров комнаты, наличие или отсутствие поглощения для вас - не пустой звук, будем считать, что "лед тронулся". По крайней мере теперь у вас есть козырь в борьбе с упорствующими домашними при отвоевывании жизненного пространства для любимой акустики. Возможно, предложенные рекомендации помогут избежать грубых деформаций в звучании ваших акустических систем. А если вы подойдете творчески к созданию собственной комнаты прослушивания, то, конечно, добьетесь и большего. Сначала проверьте, не слишком ли "жива" ваша комната: если резкий хлопок в ладоши дает на слух отчетливые отражения, то стоит заняться заглушением; а если возникает ощущение "ватного", мертвого звука - готовьтесь к выносу ковров. Варьируйте положение колонок: иногда удается улучшить звук путем размещения стереопары не вдоль короткой, а вдоль длинной стены. Поменяйте место для прослушивания: у стены, например, будут явственно выделяться басы. Подвиньте мягкие кресла в углы, снимите ковер со стены и положите его перед парой колонок. Кроме легких тюлевых занавесок, на окна повесьте плотные шторы. Если по высоким частотам начнет ощущаться дефицит, уберите толстый ковер, замените его на узкую дорожку, вставьте стеклянные дверцы в шкаф. Помните, что чрезмерное снижение времени реверберации при заглушении мягкой мебелью приводит к сухому звучанию. Обращайте основное внимание на изменения в звучании басов. На мой взгляд, ваши экспериментальные исследования в области домашней акустики могут дать гораздо больший эффект для улучшения звука, чем это кажется на первый взгляд. Дорогу осилит идущий. Дерзайте!
ПИТАНИЕ АППАРАТУРЫ
Вопрос подключения сложной электронной аппаратуры к силовой сети не так уж прост. Начнем с того, что сеть 220 вольт в практически любом новом доме ниже всякой критики, причем, чем элитнее здание, тем ситуация хуже. Причина в следующем. В последние годы новое жилье продается владельцам в виде голых бетонных коробок без стен, полов, потолков, коммуникаций и т.п. А потому несколько лет новый дом, пока все жильцы не закончат ремонт, остается действующей стройплощадкой, где непрерывно работают электродвигатели (не всегда исправные), сварка, регулярно превышается уровень допустимой нагрузки на сеть, происходят короткие замыкания. Эти источники электрических помех и наводок свободно путешествуют по всему дому. В результате чего дорогостоящая сложная электроника может "глючить" без явных на то причин, а если сильно не повезет, выйдет из строя. В первую очередь страдают от наводок в силовой сети звуковые процессоры и плазменные панели.
Чтобы защитить технику, желательно питать ее через, так называемые, сетевые фильтры (кондиционеры), которые, что и следует из названия, отфильтровывают помехи сети, возвращая ей изначальную форму синусоиды.
Питание проектора - отдельная песня. Дело в том, что лампа проектора имеет рабочую температуру в несколько сотен градусов. Процесс ее выключения занимает несколько минут: все это время идет продувка вентилятором для интенсивного отвода тепла. Если во время работы проектора в доме неожиданно пропадет напряжение, то лампа, остывая в нештатном режиме, может либо выйти из строя, либо резко уменьшить свой ресурс. (Учитывая, что ее стоимость несколько сот долларов, возможность весьма неприятная). Поэтому питать проектор желательно через источник бесперебойного питания.
ВИДЕОСИГНАЛЫ
Композитный видеосигнал. Видеосигнал, в котором вся видеоинформация передается по одному проводу. Именно этот сигнал принимают телевизионные приемники с эфира, он же записывается на VHS-видеокассеты. Композитный сигнал универсален: его выдает любой AV-источник от дешевого видеомагнитофона до дорогого DVD-проигрывателя. Соответствующий вход есть у любого телевизора. Поэтому соединение по композиту возможно всегда. Во многих случаях оно единственно возможное. Например, VHS-видеомагнитофоны работают только с этими сигналами, а простенькие телевизионные приемники просто не имеют других входов. Главным недостатком композитного сигнала является то, что составляющие яркости и цветности передаются по одному проводу. Конечно, любое преобразование сигнала, это потеря качества, но разделение яркости и цвета в особенности. Поэтому на крупных участках изображения видны разводы и сетка, да и четкость картинки невысока.
Сигнал S-video. Получается из композитного, разделением его на две независимые составляющие - сигнал яркости (который на любом телевизоре дает черно-белую картинку), и сигнал цвета, закодированный в одной из систем - PAL, SECAM или NTSC. Сигнал S-video передается по двум проводам. Этот сигнал записывается на S-VHS видеокассеты. Это соединение дает существенный выигрыш в качестве картинки, но только в том случае, если сигналы яркости и цвета при записи на носитель информации не смешиваются. В первую очередь это S-VHS видеомагнитофон или видеокамера того же формата. По сигналу S-video можно подключить и DVD-проигрыватель.
Компонентный или YUV-сигнал. Состоит из трех независимых видеосигналов, один из которых является сигналом яркости а два других получаются путем вычитания сигналов синей (B) и красной (R) цветовых составляющих из сигнала яркости. Лучше всего DVD подключать по компонентному сигналу т.к. именно компонентный сигнал (в отцифрованном виде) и записывается на DVD-диск. Чтобы получить изображение на экране, этот сигнал нужно лишь преобразовать в RGB, а это преобразование происходит практически без потери качества.
RGB-сигнал. Состоит из трех независимых видеосигналов трех одноцветных изображений - красного (R), зеленого (G) и синего (В) цвета, которые подаются на кинескоп и, в результате наложения, дают цветную картинку. Сейчас нет бытовых носителей информации, на которые бы записывался RGB-сигнал. Когда они появятся (а это несомненно произойдет), RGB-сигнал позволит получить идеальное изображение и альтернативы ему не будет. А пока что подключение по RGB равноценно компонентному.
Варианты подключения компонентов домашнего театра лучше проанализировать заранее на этапе выбора комплектующих. Иначе возможно, например, приобрести DVD-плейер с YUV-выходом, а телевизор с RGB-входом. Тогда единственным вариантом будет подключение по S-video с двумя избыточными преобразованиями, что не даст возможность реализовать в полной мере, ни возможности DVD, ни телевизора.
КАБЕЛИ
по материалам журнала STEREO&VIDEO /октябрь/2001
Мы далеки от расхожего мнения, что кабелем можно улучшить звук или изображение. По меткому выражению Джо Рейнольдса (Joe Reynolds, управляющий компанией NORDOST, которая производит "самые быстрые в мире" провода): лучший кабель - отсутствующий кабель. За этой, казалось бы, банальной истиной стоит и здравый смысл, и целая индустрия. Разработчики кабельной продукции во всем мире ищут пути к достижению идеала, двигаясь порой очень разными путями. Кто-то старается минимизировать "вредные" сопротивление, индуктивность и емкость. Кто-то погружается в материаловедческие исследования. Иные штурмуют бастионы квантовой физики и физики твердого тела (сверхпроводимость, сверхизоляторы, сверх...) А кому-то удается найти элегантное решение взаимной компоновкой двух элементов проводник/диэлектрик.
Некоторые разработчики и пользователи склонны приписывать кабелям исключительную роль. С ними трудно не согласиться, когда, например, нарушившийся контакт в 21-штырьковом разъеме SCART "выбивает" из картинки цвет или портит стереозвук. Иные предпочитают с цифрами на руках доказывать, что медь чистотой 99,9999% гораздо "полезней" для звука, чем 99,99%. Наверное, они правы, но... не в сто же раз! Как говорится, есть проблемы и проблемы. Опыт говорит: влияние расстановки аппаратуры, характеристик помещения и даже наше настроение (не говоря уже о контролируемых параметрах самой аппаратуры) гораздо серьезней сказываются на восприятии, чем смена проводов. С другой стороны, мы отдаем себе отчет и в том, что в Hi-Fi-системе все должно быть на высоте. Нам, потребителям, даже с чисто психологической точки зрения важно осознавать, что все компоненты "заточены" на качество и будут исправно служить "хайфайному" делу. Поэтому качественный (но не обязательно - дорогой) кабель - вещь необходимая.
Предлагаемая вашему вниманию статья напоминает своеобразную экскурсию по миру коммутации с комментариями и техническими отступлениями. И начнем мы с последних. Учитывая, что любой кабель представляет собой конструкцию, скомпонованную (часто - очень оригинально) из проводника, диэлектрика (изолятор) и разъемов, рассмотрим подробнее основные отличия этих составляющих.
Проводник. Успешная передача электрических сигналов зависит от наличия в проводящем материале так называемых свободных электронов - частиц, несущих отрицательный заряд. Свободных электронов, например, хватает в металлах. Парадоксально, но именно жесткая кристаллическая структура металлов как раз и способствует электронной свободе. Бесспорным лидером при производстве проводов является медь, имеющая малое электрическое сопротивление и невысокую стоимость. Меньшим сопротивлением (здесь и далее мы будем иметь в виду только электрическое сопротивление) обладает только серебро. Оно также используется, но чаще в виде внешнего покрытия меди. Встречаются и чисто серебряные провода, естественно, за более высокую цену. Алюминий в аудиовидеокабелях обычно используется лишь в качестве внешнего экранирующего слоя, который выполнен в виде тонкой фольги (лавсан с алюминием). Золото и олово применяют как специальное покрытие с целью предотвращения окисления основного проводника. Причем золото в основном идет для разъемов. Такое покрытие обеспечивает долговечность и качество контактных групп. Конкурентов у меди и серебра практически нет, однако изредка появляются экзотические решения. Ведь свободные электроны есть и в некоторых неметаллах: например, в кристаллах углерода (графит). Изготовленный по специальной технологии фирмой Van den Hul такой материал называется "линейно структурированным углеродом". Однако технология его получения непроста, отсюда и - стоимость...
Если посмотреть на проводник под сильным увеличением, легко заметить, что он неоднородный и состоит из отдельных кристаллов, границы между которыми являются своеобразной помехой для движения электронов, то есть для тока. Чем меньше подобных преград, тем лучше. Поэтому кристаллы стараются делать как можно большими (точнее, как можно более длинными, вплоть до монокристаллов). Самым распространенным способом в этом направлении является применение бескислородной меди OFC (oxygen free cooper). Чем чище медь, тем крупнее кристаллы. Название OFC встречается для обозначения степени чистоты от 99,96% до 99,9999% (0,0001% - примеси). Используется и еще более чистая медь - до девяти девяток! Ее называют OFHC, PC-OFC и т.п. Устранение кислорода из меди полезно тем, что присутствует он в основном в виде окислов меди, которые по своим свойствам ближе к диэлектрикам, чем к проводникам. Поэтому с окислением меди идет настоящая война (наверное, вы замечали, что ничем не защищенная медь на воздухе со временем темнеет, то есть окисляется). Для защиты от окисления поверхность проводника покрывают слоем олова; в более дорогих моделях медь плакируется слоем серебра. Конечно, серебро тоже окисляется, но, в отличие от меди, его окислы проводят электрический ток. Поэтому поверхностный слой серебра фактически уменьшает сопротивление провода (об этом мы поговорим ниже). Одной из лучших защит от окисления (а может, и самой лучшей) является золочение. Золото не зря называют благородным металлом: на воздухе оно практически не окисляется. Учитывая стоимость, позолота прижилась на важнейшем участке - на разъемах. В какой-то мере применение позолоченных разъемов является гарантией качества. Однако надо заметить, что существуют покрытия "под золото" (иногда в описаниях встречаются обозначения типа "разъем покрыт желтым металлом").
Диэлектрик. Наверное, вы обращали внимание на линии высоковольтных передач: голые провода развешаны в воздухе на большом расстоянии друг от друга... В быту понятие "голый провод" - нонсенс! Поэтому кабельное хозяйство требует изоляции. Однако диэлектрики в проводах выполняют не просто роль банального изолятора. В высокочастотных кабелях вклад диэлектрика ничуть не меньше проводника, а при некоторых условиях - даже больше.
Из всего многообразия диэлектриков (минералы, хлопок, резина, пластмассы) - веществ непроводящих или, вернее - плохо проводящих электрический ток, в проводах для бытовой техники в настоящее время в основном используются полихлорвинил (ПХВ, поливинилхлорид, PVC), полиэтилен (РЕ) и тефлон (Teflon, фторопласт). Некоторые компании-производители применяют собственные разработки; появляются фирменные названия материалов, но, как правило, исходными материалами являются вышеуказанные. Причем общепризнано, что довольно дорогой тефлон - лучший из них, так как имеет наименьшее значение диэлектрической проницаемости (е=2,1), прочен и долговечен. Идеалом считается приближение параметра к диэлектрической постоянной вакуума (е=1). Воздух в этом смысле слабо отличается от космического вакуума, поэтому для изоляторов применяются вспененные материалы и другие технологические ухищрения, когда материал специально насыщается воздухом. Влияние диэлектрика больше в высокочастотных кабелях, но и в акустических проводах фирмы-изготовители применяют те же материалы.
В моде не только косички. Теперь вкратце - о конструктивном исполнении кабелей. Казалось бы, о чем говорить: взяли качественный проводник, покрыли его качественным диэлектриком и... Вот тут-то как раз все и начинается! Мало того, что требования к проводам и кабелям различного назначения отличаются. Фирмы на поприще конфигурирования проводящих и непроводящих материалов проявляют особую изобретательность. Например, для акустических кабелей (так мы будем называть провода для подключения громкоговорителей к усилителю мощности) разработчики стараются максимально снизить сопротивление и индуктивность. Межблочные аудиокабели более чувствительны к емкости. При коммутации видеокомпонентов появляются дополнительные требования к выдерживанию волнового сопротивления в рамках стандарта. Цифровые межблочники, по которым цифровой поток данных передается, например, с DVD-плейера на декодер Dolby Digital, по своим характеристикам находятся между аудио- и видеоинтерлинками...
Наиболее распространенный вариант исполнения акустических кабелей - параллельная пара. Часто расстояние между проводниками дополнительно увеличивают, иногда проводники делают плоскими. Плоскими мы будем называть и те кабели, где проводник набран из многих жил, расположенных в одной плоскости. Весьма популярны плетеные кабели - "косички". Варианты плетения тоже могут сильно отличаться. Заметим, что в этом присутствует не только эстетический момент. Перекрещивающиеся под прямым углом провода имеют меньшее влияние друг на друга. При этом снижается так называемый эффект близости. Традиционную коаксиальную конструкцию имеет большинство видеокабелей. В то же время по коаксиальной схеме с центральным расположением диэлектрика выпускают практически все типы кабелей. Среди аудио-и цифровых кабелей чаще других работает конфигурация, так называемая витая пара, поверх которой, как правило, делается экранирующая оплетка. Кстати, эта оплетка должна быть соединена с общим (земляным) проводом только в одной точке. Другими словами, экранирующая оплетка соединяется с корпусом только одного разъема из пары. В этом случае разработчики обычно стрелкой или буквенно указывают направление соединения "источник-предусилитель". Считается, что разъем, к которому припаян экран, должен быть соединен с приемным портом. Иные производители, указывая направление подключения, рекомендуют поступать с точностью "до наоборот". Мы встречали в инструкциях ремарки (после пожелания включать кабель в соответствии с указанным направлением), мол, иногда лучший результат дает обратное соединение...
Конечно, все многообразие конструкций не исчерпывается приведенными, но всегда справедливо одно правило: чем короче кабель, тем лучше. С этим трудно не согласиться: ведь кабель можно рассматривать и как электрический фильтр, и как радиоантенну. Его характеристики (сопротивление, емкость и индуктивность) зависят в том числе от длины... Как показывает практика, хорошие провода и кабели не лимитируют полезный сигнал и не вступают в непримиримое противоречие с параметрами Hi-Fi-компонентов, но береженого, как говорится...
Неоднозначный скин-эффект. Заводя разговор о проводах (особенно - высокочастотных), нельзя не упомянуть одно физическое явление - скин-эффект. Суть его в том, что при увеличении частоты сигнала электрический ток как бы вытесняется из середины проводника к его поверхности (в технической литературе такой эффект называют поверхностным). По идее сопротивление проводника возрастает, так как его середина по сечению оказывается недоиспользованной. Степень проявления скин-эффекта зависит от частоты сигнала, материала провода и определяется так называемой глубиной скин-эффекта (расстояние, где плотность тока снижается до 37%, точнее - до величины 1/е). Для медного провода на верхней частоте акустического диапазона (20 кГц) глубина скин-эффекта составляет приблизительно 0,5 мм. Получается, что большая толщина провода не всегда является гарантией лучшего качества. С учетом этого обстоятельства традиция свивать провода из тонких жил выглядит весьма полезной. Пришло время вспомнить использование защитного серебрения медных проводов: за счет скин-эффекта ток вытесняется в серебряный слой, а его сопротивление меньше, чем у меди.
Однако мы совсем забыли о наводках. Ведь кусок любого провода напоминает антенну. Окружающее нас пространство насыщено электромагнитными волнами радиочастотного диапазона, импульсными помехами и т.д. Крохотная антенна мобильного телефона обеспечивает нам устойчивую связь. Неужели метровые межблочные кабели смогут сделать это хуже? К счастью, подавляющее большинство кабелей выполнено с экранирующими оплетками (экраны порой делают двойными или даже тройными), которые не позволяют внешним электромагнитным волнам влиять на полезный сигнал. Задерживает электромагнитную волну в толще металлического экрана все тот же скин-эффект. Так проявляются две стороны "медали".
ЗВУКОВЫЕ ФОРМАТЫ
При создании современного кинофильма звуковая дорожка раскладывается на шесть (или более) каналов - три фронтальных (центральный, левый и правый), два тыловых (левый и правый) и низкочастотный сабвуферный. Поэтому и в домашнем театре звук формируется с помощью пяти основных и одной дополнительной акустических систем - двух фронтальных, двух тыловых, центральной плюс сабвуфер. В отличие от обычного стереозвука, где звуковые эффекты перемещаются вправо-влево, в домашнем театре звук может "двигаться" вперед-назад, по диагонали, совершать сложные перемещения в окружающем пространстве. Качество звучания в домашнем театре в большой степени определяется форматом записи звука. Первым звуковым форматом домашнего театра можно считать формат Dolby Pro Logic (DPL), предложенный фирмой Dolby Laboratories в 1988г., в котором, в отличие от обычного двухканального стерео, присутствовали еще два канала - центральный и тыловой. Центральный канал предназначался, в основном, для диалогов, а тыловой - для создания объемного звучания. Запись всех каналов осуществлялась на две звуковые дорожки обычного стерео с помощью специальной аппаратуры. Для воспроизведения звука в формате DPL был необходим DPL-процессор. Этот формат записи звука и явился основой для создания домашних театров. Он являлся четырехканальным - кроме стереосигнала на фронтальные колонки, подавался отдельный сигнал на центр и моносигнал на две тыловые колонки. Отдельного канала для сабвуфера не было. Хотя этот формат существует и сейчас - это уже вчерашний день. Основная область его применения - фильмы на видеокассетах. С бурным развитием в девяностых годах цифровых технологий записи и воспроизведения звука появились шестиканальные звуковые форматы (форматы 5.1), которые имеют пять раздельных звуковых каналов для пяти громкоговорителей - левый, центр, правый, левый тыловой и правый тыловой и шестой канал для сабвуфера. На нынешний день самыми распространенными звуковыми форматами являются Dolby Digital и DTS. В последнее время появились семиканальные форматы (6.1), требующие еще одну занюю центральную колонку, а также формат 7.1. Они рассчитаны, прежде всего, на фанатов домашних кинотеатров, так как позволяют реализовать возможности формата Dolby Digital Surround EX и DTS Surround EX, первый из которых наиболее популярен в современных российских кинозалах. Схема 7.1 отличается от 5.1 наличием двух дополнительных излучателей, обозначаемых как тыловые центральные. Они располагаются позади слушателя, тогда как обычные тыловые колонки устанавливаются уже по бокам от него. На наш взгляд, использование схемы 7.1 целесообразно только в очень серьезных домашних кинотеатрах, размещаемых в помещениях большой площади.
Ниже приведем краткое описание стандартов:
Dolby Pro Logic Система, помимо стереосигнала, использует дополнительный центральный канал для привязки диалогов к экрану и тыловой для эффекта окружающего звучания.
Dolby Digital 5.1 Самый распространенный цифровой формат объемного звука на DVD-дисках. Dolby Digital имеет пять раздельных звуковых сигналов (или каналов) для пяти главных громкоговорителей (левый, центр, правый, левый тыловой и правый тыловой) и шестой канал для сабвуфера (формат 5.1)
DTS (Digital Theatre System) Цифровая система записи звука для домашнего театра формата 5.1. Основной конкурент Dolby Digital. По сравнению с Dolby Digital DTS передает данные на более высокой скорости, применяет меньшее сжатие и имеет большую скорость цифрового потока.
Dolby Digital Surround EX Версия системы Dolby Digital 5.1, которая включает аудиосигнал тыл-центр, для обеспечения дополнительного эффекта пространственного звучания. Требует, как минимум, одной дополнительной тыловой АС.
DTS-ES Matrix 6.1 Аналог Dolby Digital Surround
EX.D1S-ES Discrete 6.1 Система формата 6.1, обеспечивающая полностью раздельные эффекты "центр-тыл", которые передаются с помощью цифрового канала
О HDTV ИЛИ ТЕЛЕВИДЕНИИ ВЫСОКОЙ ЧЕТКОСТИ
Остановимся на важнейших характеристиках изображения.
1. Разрешение. Любое изображение формируется из крохотных цветных точек (пикселей) и характеризуется количеством точек по горизонтали и вертикали. Например: 1280 на 720 или 800 на 600. Первая цифра обозначает количество точек в строке (горизон
|
Категория: Новости |
Просмотров: 414 |
Добавил: rating
| Рейтинг: 0.0/0 |
| |
 | |  |
|
|