В современной мировой исторической литературе встречаются самые разнообразные определения предмета истории, вплоть до диаметрально противоположных (насчитывают до 30 дефиниций предмета истории как науки). В поисках ответа нашел уважаемых аффторов. Вот что они пишут об истории акад. Личман Б.В., проф. Скоробогтский В.В., проф. Постников С.П. История России с древнейших времен до второй половины XIX века Курс лекций . Ч. 1. Под ред. академика Личмана Б.В. Уральский государственный технический университет. План: 1. Что такое история ? 2. Основные концепции (интерпретации) исторического процесса 3. Российские исторические школы и их представители 1. Что такое история ? Долгое время история рассматривалась не как наука, а относилась к литературе и искусству. Не случайно в греческой мифологии покровительницей истории считалась одна из муз, изображавшаяся в виде молодой женщины с одухотворенным лицом и со свитком папируса или пергамента в руке. Имя музы истории - Клио - произошло от греческого слова «прославляю». И действительно, первые летописи, хроники, биографии посвящались, в основном, прославлению правителей. - Как всегда - во всем, и хорошем и плохом виноваты греки! Итак, что же такое история? Слово «история» заимствовано из греческого языка, где так называлось повествование о событиях (1). Представление о том, что такое история и чем она должна заниматься, исторически видоизменялось. - То есть люди искали точное выражение назначения = функции истории: что делает История в обществе, для общества?...скачать В современной мировой исторической литературе встречаются самые разнообразные определения предмета истории, вплоть до диаметрально противоположных (насчитывают до 30 дефиниций предмета истории как науки). Определение предмета истории связано с мировоззрением историка, его философскими взглядами. - То есть философия = мировоззрение = миропонимание человека определяет и его понимание Предмета истории! Историки, стоящие на материалистических позициях, считают, что история как наука изучает конкретные, ограниченные определенными пространственно-временным>и рамками закономерности общественного развития, связанные с деятельностью людей. Господствующим в западной («буржуазной») науке (не материалистической? )убеждением является то, что главным объектом изучения в истории является человек. Известный французский историк Марк Блок определил историю как «науку о людях во времени», причем на первый план выдвигал духовную сторону деятельности человека, считая, что предмет истории «в точном и последнем смысле — сознание людей». - Итак, либо "человек", либо "люди во времени", либо "сознание людей"? что из этого набора? На мой взгляд проблема заключается в том, что отсутствует системный подход к пониманию истории. Отсутствовал раньше и отсутствует сейчас. А надо всего лишь ответить на довольно простые вопросы: - откуда возникла нужда в истории у людей? - зачем, для чего и кому была нужна история? нужна сейчас? - каково устройство истории, какие части в ней есть или должны быть? и для чего, разумеется - что же такое история? Справедливости ради надо бы ответить и на другие вопросы: - что не является историей? почему?Вот тогда мы получим более-менее полное представление об истории. А пока закончим чтение раздела уважаемых аффторов: Изучение в совокупности всех видов источников позволяет воссоздать достаточно полную и достоверную картину исторического процесса. Подведем итог по первому вопросу. Изучение истории — сложный процесс реконструкции прошлого, состоящий из сплава сообщений источников, собственных представлений ученых об истории, впитавших в себя опыт науки. - Сложный процесс - значит малопонятный процесс? Или малодоступный?
|