Вторник, 08.07.2025, 02:44 Приветствую Вас Гость


Мой сайт

Главная | Регистрация | Вход | RSS
Меню сайта
Категории раздела
Новости [186]
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 2
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Главная » 2011 » Апрель » 18 » Краткие ответы на некоторые вопросы по муниципальному праву, пусть пока тут ...
02:05
Краткие ответы на некоторые вопросы по муниципальному праву, пусть пока тут ...
Налоговый кодекс –содержит положения о местных налогах .1 вопрос
Местное самоуправление в системе отраслей российского права.


Обьективной основой МП служит местное самоуправление. Самостоятельное решение населением вопросов местного значения, а также Владение и распоряжение и пользование мун.собственностью. Осуществляется путем референдума выборов с помощью иных форм волеизъявления,через выборные и др.органы.
Местное самоуправление осуществляется на всей территории РФ в сельских и городских поселениях и в иных МО.

МО имеет 1)свою собственность,
2)свой бюджет
3)выборные органы

В соответствии со ст.12 КРФ органы местного самоуправления не входят в систему государственных органов. носят публичный характер(власть)Могут быть наделены отдельными государственными полномочиями.
Вопросы местного значения –обеспечение жизнедеятельности населения МО.
-Имеет локально территориальный характер
-Комплексный Характер, то есть охватывает различные общественные отношения.
-Обязательный субъект МО это население и выборный орган
Муниципальное право –это комплексная отрасль права ,представляющая собой совокупность норм закрепляющих и регулирующих общественные отношения возникающие в процессе организации местного самоуправления,решения населения МО вопросов местного значения ,атакже в процессе реализации отдельных гос.полномочий

2 вопрос
Комплексный характер МП

Так как в предмет МП входят различные общественные отношения такие как
- территориальные,экономические,финансовые,
-отдельные гос полномочия
а также эти отношения регулируются гражданским бюджетным и иными кодаксами следовательно МП носит комплексный характер.


3 Вопрос
МП как наука

Наука изучает МП как отрасль права ,раскрывает сущность Мс, своеобразие форм организации Власти народа,содержание муниципальных отношений.

Раскрывает принципы основ МС.
Анализирует полномочия органов МС,и реализацию их полномочий.

Изучает практику МС, разрабатывает на этой основе научное рекомендацию. Наука это совокупность знаний и идей.


4 вопрос
Источники науки МП

Научное исследование МП осуществляется на основе
-НПА регулирующих основу организации и деятельности МС
-КРФ,содержит природу МС,в системе народовластия
-Из-за национально –территориального устройства имеет важное зачение узучение НПА убъектов.
-Труды ученых
Практика муниципальной деятельности

5 вопрос
Предмет МП

1)Территориально экономические основы.

2)Гарантии осуществления МС

3)Полномочия органов

4)отдельные Государственные полномочия.

6 вопрос
Субъекты муниципальных правоотношений

1)МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ-представляет собой населенную территорию
2)Население-
непосредственно осуществляют местное самоуправление.
3.)Органы и должностные лица.(глава МО,Представительный орган.)
4)Иностранные граждане постоянно проживающие на данной терриртории
5)депутаты представительного органа.
6)предприятия и учреждения и организациинаходящиеся на территории МО.
7)советы,комитеты организации,гос.органы.


7вопрос
Нормы МП и их специфика,классификация.


МП нормы это нормы регулирующие общественные отношения составляющие предмет МП
Особенности:
- ряд норм выступает в качестве норм основных отраслей права и в тоже время принадлежит МП
-так как органы МС не входят в государственную систему органов следовательно нормы МС не носят характер государственно правовых.
-все отношения которые являются преждметом МП носят правовую окраску
классификация:
1)по характеру предписаний
-управомочивающие
-запрещающие
-обязывающие
2)-императивные
-Деспозитивные
3)по форме закрепления
Конституционные
Не конституционные
4)-материальные
-процессуальные


9 вопрос

Система МП


1 Элемент системы
МС в системе народовластия
2Элемент Основы МС :территориальные,организа>ционные,экономические
3 Элемент
Предметы ведения и полномочия
4Элемент
Гарантии МС организационная самостоятельность МС
5 Элемент
Ответственность и контроль за деятельностью органов МС


10 Вопрос

Источники МП


1 группа

на федеральном уровне :

1 КРФ- главный источник МП закрепление исходных начал

2 ФЗ № 131 -№130
организация и полномочия деятельности

3.Европейская хартия о МС 1998года
гарантии и принципы МС

4.Указы Президента и Правительства РФ

2 группа

НПА субъектов РФ

3 группа

Уставы МО
МПН



11 вопрос

Теория свободной общины

Значительный вклад внесла германская школа права.

Задача:объяснить необходимость ограничения вмешательства центра в общинную систему ведения хозяйства.

Опиралась на ведение на идею естественного права.(община носит естественный характер)

-избираемость органов МС членами общины
-разделение дел на
свободные и порученные государством
-органы МС –органы общины а не государства
-община обладает своей компетенцией


12 вопрос

Общественная теория.


Задача ;противопоставление государства и общины. Признание свободного осуществления МС

Основывались на хозяйственной природе деятельности органов МС.
Самоуправление –это заведование делами местного хозяйства.


13 вопрос

Государственная теория МС


Штейн,Гнейст.

Самоуправление одна из форм организации местного государственного управления
Все полномочия МС даны государством ,источник- государственная власть ,однако местная власть осуществляется местными жителями.происходит передача полномочий государственных к муниципальным

Штейн:МС-особое юр.лицо.Субъект права только в интересах государства
Гнейст:МС-система почетных безвозмездных должностей, в интересах населения.


14 вопрос

Зарубежные теории 20 века


МС-относительно децентрализованная форма управления на местах

1)Коммуны получили полномочия от государства и подчиняются ему

2)Коммуны и государства не зависят друг от друга.

Теория Дуализма- Самостоятельны в местных делах и наделены гос.полномочиями.

Теоия соц обслуживания-обеспечение жизни населения это цель коммуны.


20 вопрос

Понятие местного самоуправления


Обьективной основой МП служит местное самоуправление. Самостоятельное решение населением вопросов местного значения, а также Владение и распоряжение и пользование мун.собственностью. Осуществляется путем референдума выборов с помощью иных форм волеизьявления,через выборные и др.органы.
Местное самоуправление осуществляется на всей территории РФ в сельских и городских поселениях и в иных МО.

МО имеет 1)свою собственность,
2)свой бюджет
3)выборные органы

В соответствии со ст.12 КРФ органы местного самоуправления не входят в систему государственных органов. носят публичный характер(власть)Могут быть наделены отдельными государственными полномочиями.
Вопросы местного значения –обеспечение жизнедеятельности населения МО.
-Имеет локально территориальный характер
-Комплексный Характер, то есть охватывает различные общественные отношения.
-Обязательный субъект МО это население и выборный орган
Муниципальное право –это комплексная отрасль права ,представляющая собой совокупность норм закрепляющих и регулирующих общественные отношения возникающие в процессе организации местного самоуправления,решения населения МО вопросов местного значения ,атакже в процессе реализации отдельных гос.полномочий



21 вопрос

Принципы МС


1)самостоятельное решение населением вопросов местного значения

2)организационное обособление МС во взаимодействии с гос.органом

3)Сочетание представительной демократии с формами прямого волеизъявления

4)Соответствие материальных и финансовых ресурсов МС и его полномочия

5)ответственность органов и должностных лиц перед населением

6) многообразие организационных форм осуществления МС

7)Законность ,соблюдение прав человека

8)Государственная гарантия

9)гласность

Экономические:
1)признание и защита муниципальной собственности на ровне с другими формами собственности
2)наличие у каждого муниципального образования своего бюджета
Территориальные
1)осуществление МС на всей территории РФ
Организационные
1)органы МС не входят в государственные


22 вопрос

Функции МС


Основные направления муниципальной деятельности:

1)Обеспечение участия населения в решение вопросов местного значения
2)управления финансовыми средствами и муниципальной собственностью
3)Обеспечение комплексного развития территорий

4)обеспечение потребностей населения

5)Охрана общественного порядка

6)представительство и защита МС


23 вопрос

Конституционное право граждан на МС

Ст. 130 КРФ МС признано обеспечивать самостоятельность решения населением вопросов местного значения путем местного референдума,муниципальных выборов и выборные органы

Ст.131 КРФ Структураорганов МС определяется самстоятельно

Ст .132 КРФ Самостоятельное формирование бюджета

Ст 2 КРФ Право граждан цель и смысл деятельности не только гос.органов но и МС


24 вопрос

ФЗ о местном самоуправлении


Нормы муниципального права на федеральном уровне содержаться в законах от 8 января 1998 №8 «об основах муниципальной службы в РФ»,от 26 ноября 1996 №138 «об обеспечении конституционных прав граждан РФ избирать и быть избранным в органы местного самоуправления»

Гражданский кодекс –содержит положение о муниципальной собственности и др.
Налоговый кодекс –содержит положения о местных налогах .
Бюджетный кодекс содержит положения о бюджетном процессе в муниципальных образованиях
Земельный кодекс-определет полномочия органов местного самоуправления в области земельных отношениях.
Жилищный –о капитальном ремонте в многоквартирных домах
ФЗ от 21 декабря 2001года О приватизации государственного и муниципального имущества,ФЗ « О государственных и муниципальных предприятиях.»

ФЗ «о библиотечном деле»-право на учреждение муниципальных библиотек.


Постановление Конституционного суда затрагивающие вопросы МС

Указы президента т.к.он определяет направления внутренней и внешней политики. *25 вопрос

Законодательство субъектов о МС
Органы гос.власти субъектов Федерации ,регулируют вопросы организации местного самоуправления лишь в случаях и порядке ,указанны в федеральном законе.
Законами субъектов устанавливается:
-наименование представительного органа МО ,главы муниципального образования ,местной администрации с учетом исторических традиций.
-условия и порядок прохождения муниципальной службы
-порядок подготовки и проведения местного референдума,гарантии избирательных прав граждан,подготовка и проведение муниципальных выборов.

Конституции или уставы субъеков ззакрепляютосновы организации МС на своей территории ,принципы взаимодействия органов гос.власти субъектов и органов МС.
Органы субьектов обязаны оказывать содействие в развитии МС.
Органы гос.власти субъектов устанавливается контроль за деютельностью органов МС.(пример конкурсная комиссия на замещение должности главы МО)
Контроль за исполнением отдельных гос полномочий,как пказывает практика ,субъекты Федерации принимают законы о наделении органов МС отдельными гос.полномочиями:
-по государственной регистрации актов гражданкого состояния
-В области физ-культуры и порта

-Комиссий по делам несовершеннолетних
-По социальной поддержки и обслуживанию отдельных категорий граждан.


26 вопрос

Европейская Хартия о МС


ЕХ действует в рамках совета Европы,челеном которго РФ стала с 1996 года.Устанавливает различные принципы организации МС и гарантии прав МС
Хартия состоит из преамбулы и 3х частей

В преамбуле МС объявляется в качестве одной из основ конституционного строя любого демократического государства

1 часть Законодательное закрепление основ МС

-Закрепление гарантий и защиты МС
-Источники финансирования МС
-Судебная защита МС
-реализаця органами полномочий
2 часть
Содержит обязательства ее подписавших
3 часть
Сдержит порядок ратификации и подписания.


27 вопрос

ФЗ- 2003 года №131 общая характеристика



Указанный закон содержит нормы раскрывающий смысл основных понятий и терминов используемых при правовом регулировании муниципальных отношений

Его нормами закрепляются не только полномочия органов гос власти РФ и ее субъектов в области МС и перечень вопросов Местного значения,но и основы деятельности МС.
Формы волеизъявления граждан,гос гарантии местного самоуправления .

Также установил :

1)единообразную территориальную организацию МС во всех Субъектах РФ
(исключение города федерального значения)

2)дифференциацию предметов ведения,обьектов муниципальной собственности

3)перечень обязательных органов МС,формируемых в каждом МО

4)формы Муниципального сотрудничества.


28 вопрос

НПА Местного самоупраления


МПА-принятые по вопросам местного значения населением или органами и должностными лицами МС.

Это НПА принятые путем прямого волеизьявления граждан,органами МС и должностными лицами МС: уставы МО,Общеобязательные правила по предметам ведения МО,
Решение представительных органов МС,устанавливающие порядок упарвления и распоряжение муниципальной собственностью.
И др НПА.

Виды:
1)устав МО
2)правовые акты принятые на местном референдуме(сходе граждан),НПА и другие акты представительного органа МО

3)правовые акты главы МО,постановления и распоряжения главы местной администрации,и иных органов.

Должны исполнятся на всей территории МО и не противоречить конституции РФ
Могут быть отмененыили быть приостановлены органами принявшим и судом.


29 вопрос

Устав МО


Необходимый элемент правовой основы МС –уставы МО,в которых на основе федерального законадательства ,законадательства субъектов Федерации о МС определяются организация и формы осуществления МС в данных МО,их Территориальная,финансово>-экономическая основы,а также содержание об организации МС ,о компитенции и порядке деятельности органов и должностных лиц местного самоуправления.

ФЗ-№130 устанавливал что каждое МО имеет свой устав,который принимается население непосредственно

ФЗ-№131 также устанавливает обязательность устава МО содержит качественно новый порядок принятия и регистрации устава.

1)принятие устава и внесение в него изменений и дополнений исключительное полномочие представительного органа МО.
Население принимается устав если численность менее 100 человек и где сход граждан –представительный орган.

2)проект устава или внеение в него изменений подлежит обязательному опубликованию.т.е. реальное участие граждан.
2\3 голосов депутатов необходимо для принятия устава.

3)гос регистрация : устав подлежит обязательной гос регистрации в органах юстиции в порядке установленном ФЗ.

Устав МО дожжен содержать
1)наименование МО с указанием границ и составом территорий .закрепление символики.(герб)
2)Вопросы местного значения относящиеся к ведению МО.
3)организационную структуру МС ,правовой статус органов и должностных лиц ,условия и порядок организации муниципальной службы,порядок формирования органов МС и их наименования и полномочия.наличие главы МО,представт органа и местной администрации обязательно за исключением случаев предусмотренных законом.

Уставом органы МС наделяютсястатусом юр.лица.

Устав закрепляет статус и соц.гарантии депутатов и др.выборных органов МС.
Устав определяет порядок прекращения полномочий депутатов.

Устав должен содержать порядок опубликования и вступления в силу НПА.

4)формы и порядок ,гарантии участия населения в осуществлении МС

5)ответственность и основания ответственности органов и должностных органов МС;досрочное окончание их полномочий.


6)экономическую основу МС

7)изменение в устав.



30 Вопрос

Государственная регистрация уставов МО



Регистрирующим органом является Главное управление Министерства юстиции РФ по федеральному округу. Регистрирующий орган :
1)проверяет соответствие устава МО КРФ ,ФЗ и законам субьекта
2)проверяет сблюдение порядка принятия устава МО.
3)присваивает уставу порядковый регистрационный номер
4)выдает свидетельство о регистрации
5)включает сведния о регистрации в государственный реестр уставов МО субьекта Федерации

может принять отказ в 5 дневный срок отправляет его главе МО.


31 вопрос

Территориальные основы МС

Это институт муниципального права представляет собой совокупность муниципально-правовых норм закрепляющих и регулирующих территориальную организацию МС :формирование и состав территорий муниципального образования ,границ и территории МО, порядок установления и изменения.
Выделяя МО законадаль исходит из Административно территориального деления,так из того что местное самоуправление должно осуществлятьс на населенной территории.
Федеральное законадательство отдает решение этих вопросов субъктам Федерации.

Границы территорий муниципальных образований устанавливаются и изменяются законами субъектов Российской Федерации в соответствии с требованиями, предусмотренными статьями 11 - 13 настоящего Федерального закона.

Муниципальное образование -населенная территория,в границах которой местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или)через выборные органы местного самоуправления в целях решения вопросов местного значения


32 Вопрос

Понятие МО


-населенная территория,в границах которой местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или)через выборные органы местного самоуправления в целях решения вопросов местного значения

признаки муниципального образования
1)наличие собственной территории .
2)наличие собственной компитенции,
3)наличие собственной экономической основы,бюджета и имущества
4)наличие собственных выборных и иных органов МС
5)наличие устава
6)геральдические знаки

МО может иметь статус муниципального района,городского округа,городского и сельского поселения и внутри городского образования в городах федерального значения.

33 вопрос

Состав Территорий МО


МО может иметь статус муниципального района,городского округа,городского и сельского поселения и внутри городского образования в городах федерального значения

Сельское поселение-может представлять собой либо 1 сельский населенный пункт(село,деревня)либо несколько объединенных общей территорией сельских населенныхпунктов(поселко>в,сел,станиц,деревень,хуторов,аулов)в котором МС осуществляется население непосредственно или через выборные органы.

Городское поселение-может представлять собой город или поселок
В состав территорий городского поселения в соответствии с генеральным планом могут входить территории,необходимые для его социальной ,транспортной и иной инфраструктуры(включая территорию населенных пунктов не являющихся МО.

Муниципальный район- создаются по сути в границах административных районов,территория городского округа не входит в границы муниципального района.
Обьединяет в своем составе несколько поселений или поселений и межселенных территорий,устанавливаетс>я с учетом установления вопросов межпоселенческого характера,а также делегирование отдельных гос.полномочий.

Городской округ -представляет собой городское поселение, которое не входит в состав муниципального районов.

Внутри городские муниципальные образования городов Федерального значения-часть территории города федерального значения ,в границах которого осуществляется МС.Установление и изменение границ осуществляется законами городов Федерального значения.

34 Вопрос

Соединение ,реорганизация и упразднение МО

ФЗ № 130 относил к ведению субъектов Федерации принятие законов ,устанавливающий порядок образования,обьединения,п>реобразования или упразднения МО

ФЗ № 131 Уже не относит перечисленные выше вопросы к компитенции органов гос.власти Субъектов Федерации

Преобразование муниципального образования:
1)ОбЪединение МО
2)Разделение МО
3)Изменение статуса городского поселения в связи с наделением его статусом городского округа либо лишение его статуса городского округа.
Преобразование МО осуществляется законом Субъекта Федерации
С инициативой о преобразовании МО могут выступить
1)население
2)органы МС
3)органы государственнойвласти субъектов РФ
4)федеральные органы гос власти


Объединение двух и более поселений, не влекущее изменения границ иных муниципальных образований, осуществляется с согласия населения каждого из поселений, выраженного представительным органом каждого из объединяемых поселений.
Объединение поселения с городским округом осуществляется с согласия населения поселения и городского округа, выраженного представительным органом соответствующих поселения и городского округа, а также с учетом мнения населения муниципального района, выраженного представительным органом соответствующего муниципального района. Поселение, объединенное с городским округом, утрачивает статус муниципального образования.
Объединение городского поселения с городским округом осуществляется одновременно с изменением административно-территори>ального устройства субъекта Российской Федерации, в результате которого происходит объединение города, находящегося на территории городского округа, и города (поселка), находящегося на территории городского поселения и являющегося его административным центром.
(часть третья.1 введена Федеральным законом от 18.10.2007 N 230-ФЗ)
4. Объединение двух и более муниципальных районов, не влекущее изменения границ иных муниципальных образований, осуществляется с учетом мнения населения, выраженного представительными органами каждого из объединяемых муниципальных районов.
5. Разделение поселения, влекущее образование двух и более поселений, осуществляется с согласия населения каждого из образуемых поселений, выраженного путем голосования, предусмотренного частью 3 статьи 24 настоящего Федерального закона, либо на сходах граждан.
6. Разделение муниципального района осуществляется с учетом мнения населения, выраженного представительным органом муниципального района.
7. Изменение статуса городского поселения в связи с наделением его статусом городского округа либо лишением его статуса городского округа осуществляется законом субъекта Российской Федерации с согласия населения соответствующего городского поселения, а также с согласия населения муниципального района, из состава которого выделяется (в состав которого включается) соответствующее городское поселение. Мнение населения городского поселения и мнение населения муниципального района выявляются путем голосования, предусмотренного частью 3 статьи 24 настоящего Федерального закона и проводимого раздельно на территории городского поселения и на территории муниципального района, из состава которого выделяется (в состав которого включается) городское поселение. Изменение статуса городского поселения не допускается при отсутствии согласия на такое изменение населения городского поселения и (или) населения муниципального района.

1. Упразднение поселений допускается на территориях с низкой плотностью сельского населения и в труднодоступных местностях, если численность населения сельского поселения составляет не более 100 человек и решение об упразднении поселения будет принято на сходе граждан, проживающих в указанном поселении. Территория упраздняемого поселения входит в состав муниципального района в качестве межселенной территории.
(в ред. Федеральных законов от 25.12.2008 N 281-ФЗ, от 27.12.2009 N 365-ФЗ)
2. Упразднение поселений осуществляется законом субъекта Российской Федерации по инициативе населения, органов местного самоуправления, органов государственной власти субъекта Российской Федерации или федеральных органов государственной власти в соответствии с настоящим Федеральным законом. Инициатива населения об упразднении поселения оформляется решением об упразднении поселения, принятым на сходе граждан, проживающих в указанном поселении. Инициатива органов местного самоуправления, органов государственной власти об упразднении поселения оформляется решениями соответствующих органов местного самоуправления, органов государственной власти.
(в ред. Федерального закона от 25.12.2008 N 281-ФЗ)
3. Упразднение поселений осуществляется с учетом мнения населения муниципального района, выраженного представительным органом соответствующего муниципального района. Закон субъекта Российской Федерации об упразднении поселения не должен вступать в силу в период избирательной кампании по выборам органа местного самоуправления данного муниципального образования, в период кампании местного референдума.
(часть третья введена Федеральным законом от 25.12.2008 N 281-ФЗ)

Статья 13.2. Создание вновь образованных поселений на межселенных территориях

(введена Федеральным законом от 25.12.2008 N 281-ФЗ)

1. Создание вновь образованных поселений на межселенных территориях осуществляется законами субъектов Российской Федерации по инициативе населения, выдвинутой на сходе граждан, проживающих в населенном пункте, расположенном на межселенных территориях, органов местного самоуправления, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, федеральных органов государственной власти в соответствии с настоящим Федеральным законом. В случае выдвижения на сходе граждан, проживающих в населенном пункте, расположенном на межселенной территории, инициативы о создании вновь образованного поселения такая инициатива оформляется решением схода граждан, проживающих в соответствующем населенном пункте. Инициатива органов местного самоуправления, органов государственной власти о создании на межселенной территории вновь образованного муниципального образования оформляется решениями соответствующих органов местного самоуправления, органов государственной власти.
2. Создание вновь образованных поселений на межселенных территориях осуществляется с согласия населения муниципального района, выраженного представительным органом данного муниципального района. Закон субъекта Российской Федерации о создании на межселенной территории вновь образованного поселения не должен вступать в силу в период избирательной кампании по выборам органа местного самоуправления муниципального района, в период кампании местного референдума. В случае выдвижения на сходе граждан, проживающих в населенном пункте, расположенном на межселенной территории, инициативы о создании вновь образованного поселения такая инициатива оформляется решением схода граждан, проживающих в соответствующем населенном пункте.


35 Вопрос
Принципы Территориальной организации

Это законадательно установленные положения и требования в соответствии с которым определяются порядок образования и преобразования МО ,состав территорий МО,а так же порядок установления и изменение границ.

1)Принципы ,определяющие порядок образования и преобразования МО

МС осуществляется на всей территории РФ
Сочетание поселенческого и территориальных принципов при формировании МО
Двух уровневая территориальная организация МС в границах муниципального района
Участие населения в принятии решений по вопросам преобразования МО
Учет численности населения при образовании сельского поселения
Наделение статусами МО субъектами Федерации
2)Принципы ,определяющие порядок установление и изменения границ МО

Территория субъектов Федерации разграничивается между поселениями
Установление границ сельского поселения(в состав которого входит 2 и боле населенных пункта ),а также муниципального района,как правило ,с учетом пешеходной транспортной доступности.
Целостность территории муниципального образования
Учет мения населения об границах МО
Учет местных традиций для решения вопросов местного значения.
3)Принципы определяющие состав территорий МО
Обеспечение устойчивого и качественного развития территорий муниципального образования.
Учет исторических традиций при определении состава территорий МО
Категория: Новости | Просмотров: 462 | Добавил: rating | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Поиск
Календарь
«  Апрель 2011  »
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930
Архив записей
Друзья сайта
  • браузеры: