Есть только одно благо - знание и только одно зло - невежество. Я знаю только то, что я ничего не знаю. Заговори, чтобы я тебя увидел. Есть только одно благо - знание и только одно зло - невежество. Когда слово не бьёт, то и палка не поможет. У солнца есть один недостаток: оно не может видеть самого себя. Человек как мыслящий есть мера всех вещей. Если ты мыслишь – ты свободен! Мы живём не для того, чтобы есть, а едим для того, чтобы жить
Наличие серьёзной социально-политической цели – главное условия для становления успешного гражданина:
«…если внимательно прочитать повесть Н.В. Гоголя «Шинель», то к великому нашему удивлению, в тексте этого замечательного произведения можно обнаружить яркое и четкое описание процесса постановки и достижения цели.»
Я выражаю искреннюю благодарность Олегу Смирнову за столь не стандартный подход в объяснении процесса целеполагания, а также за открытие - Гоголь Николай Васильевич – настоящий системный аналитик от высокой литературы. Позволю себе выложить значительную часть его уникальное исследование. К сожалению кое-что придётся опустить по причинам, ограничивающим объёмы поста.
Технология целеполагания по Гоголю «Если взглянуть и на Мольера свежими очами, то и Мольер покажется в новость» Н.В. Гоголь Очень трудно порой разобраться, чем вызваны затяжные терминологически-понятийн>ые войны между коллегами – системными аналитиками. Например, один из ключевых процессов управления – целеполагание, многие аналитики вообще не рассматривают как процесс, а величают «неформализуемым мыслительным актом»; для них ментальные процессы окружены ореолом таинственности и непостижимости. Другие специалисты уверенно заявляют, что постановка целей «находится вне процессов управления». Логичным следствием подобных утверждений может явиться недостаточно ясное понимание сути остальных составляющих процесса управления системами, связи целеполагания с «деятельностными» процессами. Комичность всей этой неразберихи в том, что процесс постановки цели многократно описан и разжеван до мелочей рядом психологов и кибернетиков. Было бы довольно скучно еще раз описывать этот процесс, просто интегрируя ценные мысли из научных трудов в единую формализованную модель. Для подкрепления модели нужна простая и понятная демонстрация. И эта демонстрация найдена, – если внимательно прочитать повесть Н.В. Гоголя «Шинель», то к великому нашему удивлению, в тексте этого замечательного произведения можно обнаружить яркое и четкое описание процесса постановки и достижения цели. Итак, в нашей статье на живом литературном примере и с должным теоретическим подкреплением построена обобщенная модель интересующего нас процесса. Модель с необходимыми пояснениями может оказаться полезной: В каждой шутке есть доля правды, ибо наиболее продвинутые из опытных системных аналитиков утверждают, что «в этом деле нет стандартов». С другой стороны, ваш покорный слуга постарался не делать никаких научных открытий. В статье вы не найдете «гуманитарно-моральных» выводов – их очень тонко подал сам Николай Васильевич на весьма трогательном примере жизни маленького человека. Мы же ограничимся сухим и не циничным анализом интересующих нас процессов, благо Гоголь всю «технологию» целеполагания – целедостижения представил последовательно и системно по ходу повествования. Введение в предметную область Для тех читателей, которые основательно подзабыли школьный курс литературы, сделаем небольшой экскурс в «предметную область». Главный герой повести, Акакий Акакиевич Башмачкин,– петербургский чиновник, занимающий маленькую должность в одном из многочисленных государственных учреждений, называемых тогда департаментами. Герой уже не молод, невзрачен, жалок на вид, терпит бескрайние издевательства от своих сослуживцев, плохо одет, не блещет умом. Изъясняется «...большею частию предлогами, наречиями и, наконец, такими частицами, которые решительно не имеют никакого значения». «Так этак-то! Вот какое уж, точно, никак неожиданное, того...этого бы никак...этакое-то обстоятельство!» – говорит Акакий Акакиевич, услышав от портного Петровича, что его старую шинель починить никак нельзя и нужно непременно шить новую. Должно заметить, что в ту суровую зиму Акакий Акакиевич жестоко мерз в окончательно прохудившейся шинели, презрительно именуемой его сослуживцами не иначе, как капотом.английском Чтобы осознать масштаб проблемы героя, позволим небольшую справку из финала повести, а в дальнейшем не станем забегать вперед. По злому року, Акакий Акакиевич скоропостижно лишился долгожданной обновы (ограбили его) и умер от крайнего расстройства чувств и переохлаждения организма. «Ни комнаты, ни вещей его не опечатывали, потому что, во-первых, не было наследников, а во-вторых, оставалось очень немного наследства, именно: пучок гусиных перьев, десть белой казенной бумаги, три пары носков, две-три пуговицы, оторвавшиеся от панталон, и уже известный читателю капот». Цель и проблема Для начала анализа необходимо обнажить начинку концептов «цель» и «проблема». [02]  Рис.1 По мнению физика и кибернетика В.Ф. Турчина[5], цель (ситуация) представляет собой хранимое в человеческой памяти представление, «записанное» в наш мозг в виде иерархической структуры элементарных понятий. - Ситуация – это представление человека о внешней среде и о себе самом.
- Цель – это желаемая будущая ситуация.
- Моделирование текущей ситуации – создание и сохранение в памяти индивидуума текущей ситуации.
- Моделирование цели – создание и сохранение в памяти индивидуума цели.
К расшифровке понятия «проблема» следует подойти очень аккуратно. В обыденном понимании, проблема – это трудно разрешимая ситуация с неформализованным алгоритмом решения – «известно, что ситуация плоха, но непонятно почему; хочется, чтобы стало хорошо, но непонятно в чем будет заключаться «хорошо» и как этого достичь». Известный методолог Анисимов О.С.[1], опираясь на вполне понятную и привычную логику, проводит четкую границу между задачными и проблемными ситуациями. В задачной ситуации известен результат и возможно построение жесткого алгоритма его достижения. В проблемной ситуации результат можно сформулировать очень расплывчато и абстрактно; для поиска решений требуются нестандартные, эвристические процедуры. Системные аналитики подходят к прояснению понятия «проблема» более прямолинейно и не дифференцировано. По Оптнеру[4], проблемой называется ситуация, характеризующаяся различием между необходимым (желаемым) выходом и существующим входом. Таким образом, даже простейшая задача, с точки зрения системных аналитиков будет называться «проблемой». - Применительно к нашему случаю, проблемой назовем различие между целью и текущей ситуацией (примем функциональное определение системных аналитиков).
- Моделирование проблемы – мысленное сопоставление цели с текущей ситуацией, идентификация, оценка и сохранение в памяти индивидуума различий в представлениях, образах.
Особо акцентируем, что "анатомический" разбор текста "Шинели" ни в коей мере не является самоцелью, - в противном случае статья явилась бы прямой вульгаризацией творчества Гоголя.
Акакий Акакиевич Ну а теперь, вооружившись начальными знаниями, последовательно разложим на составляющие элементы процесс постановки и достижения цели, мастерски описанный Гоголем. - Акакий Акакиевич, намаявшись от холода в старой и расползающейся по всем швам шинели, «решил, что шинель нужно будет снести к Петровичу, портному», «и мысленно положил не давать больше двух рублей». Услышав приговор Петровича: «Нет, нельзя поправить: худой гардероб!», и узнав от него о непомерной сумме за сукно и пошив новой шинели («Полтораста рублей за шинель!»), впал в совершенное отчаяние.
Первый этап анализа описания процесса проведем наиболее детально, последующие в сокращенном варианте. * Смоделирована текущая ситуация  Построено ментальное представление о текущей ситуации: зима, прохудившаяся шинель, холодно очень
* Смоделирована цель «Починить старую шинель» Построено ментальное представление о желаемой будущей ситуации: починенная Петровичем старая шинель, в которой будет тепло, несмотря на мороз * Смоделирована проблема: «Починенная старая шинель – худая старая шинель»  Проведено сравнение ситуаций – текущей и желаемой, выявлены различия, произведена их оценка; различия зафиксированы в памяти. * Смоделирован план действий по достижению цели «Починить старую шинель»  В голове построен и «записан» план: прийти к Петровичу, обратится с просьбой починить старую шинель, предложить 2 рубля за работу * Принято решение о начале процесса достижения цели  В действительности, человек «перебирает» в голове несколько вариаций целей и планов. Выбор «наилучшего» варианта, волевой акт и означает принятие решения. (См. обобщенную модель.) * Исполнен план действий для достижения поставленной цели «Починить старую шинель» * Начался процесс моделирования текущей ситуации после отказа ПетровичаПродолжим наш анализ... - Пребывая в полуобморочном состоянии, и долго бесцельно бродя по Петербургу, Акакий Акакиевич натолкнулся на будочника и встряхнулся от его грубого оклика. «Здесь только он начал собирать мысли, увидел в ясном и настоящем виде свое положение, стал разговаривать с собою уже не отрывисто, но рассудительно и откровенно, как с благоразумным приятелем, с которым можно поговорить о деле самом сердечном и близком.
- Моделирование текущей ситуации завершено
- «-Ну нет, – сказал Акакий Акакиевич, – теперь с Петровичем нельзя толковать: он теперь того...жена, видно, как-нибудь поколотила его. А вот я лучше приду к нему в воскресный день утром: он после канунешней субботы будет косить глазом и заспавшись, так ему нужно будет опохмелиться, а жена денег не даст, а в это время я ему гривенничек и того, в руку, он будет и сговорчивее, и шинель тогда и того... »
- Цель осталась прежней: «Починить старую шинель»
- Смоделирована проблема
- Смоделирован новый план действий по достижению старой цели «Починить старую шинель»
- Принято решение о начале процесса достижения цели
- Затем последовал «подкуп» портного гривенничком и получение повторного категорического отказа Петровича чинить старую шинель. «Тут-то увидел Акакий Акакиевич, что без новой шинели нельзя обойтись и поник совершенно духом».
- Исполнен новый план действий для достижения поставленной цели «Починить старую шинель»
- Смоделирована текущая ситуация (повторный отказ)
- Смоделирована новая цель «Сшить новую шинель»
- Смоделирована проблема
- «Акакий Акаиевич думал, думал и решил, что нужно будет уменьшить обыкновенные издержки, хотя, по крайней мере, в продолжение одного года: изгнать употребление чаю по вечерам, не зажигать по вечерам свечи, а если что понадобится делать, идти в комнату к хозяйке и работать при ее свечке; ходя по улицам, ступать как можно легче и осторожнее по камням и плитам, почти на цыпочках, чтобы таким образом не истереть скоровременно подметок; как можно реже отдавать прачке мыть белье, а чтобы не занашивалось, то всякий раз, приходя домой, скидать его и оставаться в одном только демикотоновом халате, очень давнем и щадимом даже самим временем».
- Смоделирован план действий для достижения новой цели «Сшить новую шинель»
- Принято решение о начале процесса достижения новой цели
Неплохой букварь по антикризисному управлению у Гоголя, не так ли? Поскольку Акакий Акакиевич правильно определил и поставил це, то процесс ее достижения удался на славу: «...даже он приучился голодать по вечерам; но зато он питался духовно, нося в мыслях свою вечную идею будущей шинели. С этих пор как будто самое существование его сделалось как-то полнее, как будто бы он женился, как будто какой-то другой человек присутствовал с ним, как будто он был не один, а какая-то приятная подруга жизни согласилась с ним проходить вместе жизненную дорогу, – и подруга эта была не кто другая, как та же шинель на толстой вате, на крепкой подкладке без износу. Он сделался как-то живее, даже тверже характером, как человек, который определил и поставил себе цель. С лица и поступков его исчезло само собою сомнение, нерешительность – словом, все колеблющиеся и неопределенные черты. Огонь порою показывался в глазах его, в голове даже мелькали самые дерзкие и отважные мысли: не положить ли, точно, куницу на воротник?» Николай Васильевич не забыл даже обозначить синергетический эффект в среде целеустремленного человека: «Дело пошло даже скорее, чем он ожидал. Противу всякого чаяния, директор назначил Акакию Акакиевичу не сорок или сорок пять, а целых шестьдесят рублей: уж предчувствовал ли он, что Акакию Акакиевичу нужна шинель, или само собой так случилось, но только чрез это очутилось лишних двадцать рублей». Гоголь Николай Васильевич – настоящий системный аналитик от высокой литературы. Далее предлагаю действовать следующим образом: перейти от частного литературного описания поведения Башмачкина к построению общей модели процесса целеполагания – целедостижения, а затем на базе общей модели, в качестве «анимации», построить частную модель процесса постановки и достижения цели вышеупомянутым господином. Принципиальное замечание: в этих рассуждениях Акакий Акакиевич имеет в виду именно старую шинель. Смотри Гоголь Н.В. "Шинель"
Если быть точным, то SMART-цель (шинель) в этом примере не что иное, как высшая биологическая цель индивидуума - "Выжить", конечный идеал, высшая ценность и смысл жизни нашего героя. Уникальный пример!
BUSHUNT: Отсюда следует, что высшей целью граждан должна быть гражданская собственность, без которой не будет достойной жизни не им не их потомкам.
Обобщенная модель При создании общей модели сделаем акцент на ментальные процессы индивидуума, но не на процессы деятельности, связанные с производством и обменом ресурсами между индивидуумом и его социальной средой. На модели не будут показаны особенности процесса реализации планов по сбору и обработке информации без управляющего воздействия на внешнюю среду (например, самообучение, саморазвитие). Также, на модели не будут декомпозированы подпроцессы моделирования плана действий, оценки альтернативных планов и выбора оптимального плана для достижения цели. [08
Для облегчения восприятия нашей модели, предварительно ознакомимся с очень близкой и предельно упрощенной моделью Турчина: 
Рис. 4 «Действие, которое предпринимает система, зависит не только от ситуации самой по себе, но также и от цели, т.е. от той ситуации, которую система стремится достигнуть. Действие системы определяется в результате сравнения ситуации и цели и направлено к устранению несоответствия между ситуацией и целью. Через блок сравнения ситуация определяет действие. Через изменение среды действие оказывает обратное влияние на ситуацию»[5]. Обратимся теперь к нашей модели. Необходимые пояснения к ней удобно предоставить, предварительно определив недостающие понятия. - Определение цели – это комплекс ментальных операций индивидуума по моделированию текущей ситуации, цели и проблемы
- План001 – это всякий иерархически построенный процесс в организме, способный контролировать порядок, в котором должна совершаться какая-либо последовательность операций (Дж. Миллер, Е. Галантер, К. Прибрам «Программы и структура поведения» [3]).
- Принятие решения о достижении цели – это выбор цели и плана из имеющегося набора альтернатив для инициации (продолжения) процесса достижения цели.
- Постановка цели (намерение) – это комплекс ментальных операций индивидуума по моделированию плана действий и принятию решения о достижении цели
- Целеполагание – это определение и постановка цели.
- Целедостижение – это исполнение индивидуумом смоделированного плана действий для устранения проблемы
- Достигнуть цель = устранить проблему002
- Управляющее воздействие на внешнюю среду – любое действие индивидуума, приводящее к изменению состояния внешней среды.
Человек осуществляет постановку и достижение цели, руководствуясь общественными и индивидуальными нормами поведения. По каналам восприятия человек получает информацию о текущем состоянии внешней среды, моделирует текущую ситуацию, цель и проблему (см. Рис.1,3). В результате этих ментальных операций, у человека возникает своего рода напряжение, движущая сила для достижения цели. Затем моделируется план действий для достижения цели. Необходимо особо заметить, что планирование действий, моделирование цели (желаемого образа) и проблемы происходит итеративно – невозможно смоделировать ясную цель, не имея представления о плане ее достижения, и наоборот – невозможно построить план действий, не имея цели. Решение о начале (продолжении) процесса достижения цели принимается человеком путем анализа альтернатив003 и выбора наилучшего004 плана и цели в качестве «руководящих». Следует обратить внимание, что стартованный процесс достижения цели может быть в любой момент времени прекращен. Имея определенную и поставленную цель, человек исполняет план действий по достижению цели. В процессе достижения цели, на внешнюю среду человеком оказывается управляющее воздействие, в результате состояние внешней среды изменяется. Круг замыкается – по каналам восприятия человек получает информацию о текущем состоянии внешней среды.... и т.д. Обратная связь «человек – внешняя среда» или петля регулирования действует как на тактическом, так и на стратегическом уровне; соответственно желаемый результат может «проявляться» как немедленно, так и на протяжении длительного интервала времени. Человек в каждый момент времени находится одновременно под влиянием большого количества целей и планов. Нетрудно догадаться, что полная модель имеет иерархическую структуру, – как цели, так и планы всегда иерархичны – жизненные идеалы определяют цели более низкого уровня, стратегические планы определяют оперативные005.
- Человек испытывает большое эмоциональное напряжение в условиях «непонятности» плана действий. Очевидно, что такой дискомфорт объясняется интенсивной работой «колесика» Цель-План-Решение, многократным повторением этого цикла при поиске наилучшего варианта плана действий.
- Эмоциональный дискомфорт исчезает тут же, как только в голове смоделирован хорошо алгоритмизированный план, т.е. «колесико» Цель-План-Решение остановило свой ход и план принят к исполнению.
Как уже упоминалось, Анисимов О.С. различает задачные и проблемные ситуации. Процесс преобразования проблемы (непонятный план и нечеткая цель) в задачу (жесткий план и ясная цель), он называет депроблематизацией. В нашей же модели этот процесс не что иное, как цикл конструирования Цель-План-Решение. На основании проведенного формального анализа можно сделать массу полезных системных выводов об организации итеративных ментальных процессов, об эффективных способах постановки и достижения целей, о важности при достижении цели пробных действий (пусть ошибочных), но эти вопросы уже выходят за рамки этой статьи. Более того, внимательный анализ модели в контексте вечного спора материалистов с идеалистами «Бытие определяет сознание» – «Сознание определяет бытие», наводит на целый ряд философических раздумий, вам не показалось?
Существует только два способа устранения проблемы: либо изменить состояние внешней среды, сблизив текущую ситуацию с целью (внешний способ), либо изменить свое представление о внешней среде и себе самом (внутренний способ).
BUSHUNT: Отсюда следует, чтобы гражданам принципиально изменить свою жизнь к лучшему, необходим внешний способ изменения внешней среды т.е. введение института гражданской собственности.
К сожалению, нигде в тексте "Шинели" в явном виде Гоголь не описал содержание альтернативных планов, "подаваемых" для принятия решения, а только обозначил сам факт итераций - "Акакий Акакиевич думал, думал и решил...". Для доказательства существования подпроцесса "Принять решение...", уместно рассмотреть два диаметрально противоположных примера. Сначала представьте некого человека, который всегда принимает к исполнению первый же замышленный план - как на уровне тактических (микродействий), так и на уровне стратегических действий. Наверное, со стороны этот человек будет выглядеть весьма странно. Эдакий живчик дерганный, корректирующий свое поведение, только получая отклик на свои действия от внешней среды. Затем представьте человека, который непрерывно перебирает в голове немыслимое количество целей и планов, но не предпринимает никаких действий. Эдакий пребывающий в вечной нирване мечтатель.
BUSHUNT: Нас сознательно превращают либо в дёрганных живчиков из которых состоит вся политическая оппозиция, либо наивных мечтателей - мол слушайте нас и всё будет хорошо. Кто будет слушать очень хорошо, тот даже может рассчитывать попасть в кадровый резерв президента т.е. в элиту или как минимум в средний класс.. Помните о яблоках разбросанных по Вашему дому как попало!
|